Дорожно-строительная техника

Дорожно-строительная техника – это, прежде всего, транспорт, востребованный при устройстве площадок, дорог, аэродромов, возведении зданий, в коммунальном хозяйстве. К ней относятся подъемные краны, катки, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, асфальтоукладчики и трубоукладчики и пр. Применяемое навесное и прицепное оборудование еще более разнообразит и без того широкий ассортимент.

Сегодня на российском рынке специальные дорожные машины представлены как отечественными, так и зарубежными решениями от японских, китайских, немецких, французских и других ведущих компаний-изготовителей. При этом как в нашей стране, так и во многих странах мира очень популярна именно дорожно-строительная техника, выпускаемая в России. Техника российского производства является наиболее оптимальной по соотношению показателей цена/качество. При этом она комплектуется обширной номенклатурой оригинальных запасных частей, прицепного и навесного оборудования, что делает её приобретение ещё более выгодным: ведь устанавливая на одно шасси те или иные вариации оборудования можно получить машины различных функциональных предназначений. Существенным плюсом является и наличие фирменных сервисных центров на территории большинства стран-покупателей. К самым покупаемым позициям российских дорожных машин относятся специальные катки, бульдозеры и трубоукладчики.

Классификация дорожно-строительных машин

Каток дорожный (в различных вариациях) – машина, без которой немыслимо ни одно дорожное строительство. Катки выполняют его финишный цикл, формируя и уплотняя покрытия. По способу движения катки могут быть как прицепными, так и самоходными, используя в процессе работы метод укатывания, а нередко и вибрации. Катки, уплотняющие дорожный материал лишь укатыванием, называют статическими, а сочетающие методы укатывания и вибрации – вибрационными, или виброкатками.

Применение метода вибрации при уплотнении дорожных покрытий, впервые опробованного в Германии ещё в 30-е годы минувшего века, показало, что он на 50-80% эффективнее по сравнению с обычным укатыванием, особенно при формировании дорожных покрытий из асфальта и бетона. На вибрационных катках применяют вальцы с гладкими, ошипованными (кулачковыми) либо решётчатыми поверхностями. Определяющим эксплуатационным критерием этих дорожных машин является их масса: существуют дорожные катки следующих основных типоразмеров: 6-8 т., 9-10 т, 11-13 т, 14-16 т. и 18-20 т. Тяжелые дорожные катки используют при сооружении оживлённых автомагистралей, аэродромных взлётно-посадочных полос, погрузочно-разгрузочных площадок крупных складских терминалов, портов, железнодорожных станций и т.п. Несомненными преимуществами дорожных катков отечественного производства является их достаточно высокое качество, обусловливающее надёжность, прекрасные эксплуатационные характеристики, относительно невысокая стоимость и неприхотливость, что позволяет использовать недорогие сорта горюче-смазочных материалов.

Пожалуй, наиболее универсальными и многофункциональными машинами, предназначенными как для дорожного строительства, так и для других видов строительных работ, являются бульдозеры и родственная техника на их базе. Расчистка и планировка участков, устранение впадин путём засыпки, сооружение дамб, насыпей, траншей, котлованов – бульдозер применяется всюду. Лидером на рынке отечественных бульдозеров является Челябинский тракторный завод (бульдозеры Б-170, Б-10, Б10М и др). На базе тракторных шасси, используемых для производства бульдозеров, изготавливают и такой вид строительной техники, как трубоукладчики.

Трубоукладчик – машина, чрезвычайно популярная у строителей, поскольку необходима как для прокладки коммуникаций при возведении гражданских и промышленных объектов, так и при сооружении трубопроводов для транспортировки нефти и газа.